КАК КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ САМОВАРЫ
Прежде чем собирать коллекцию, нужно определиться, что вы хотите получить в итоге. Главное - поставить себе определенные рамки, так как собирать все подряд - и неразумно, и невозможно.
К сожалению, среди собирателей русских самоваров очень мало тех, кто подходит к своему собранию с научной, музейной точки зрения, кто рассматривает самовар, прежде всего, как историческую ценность, как уцелевшее свидетельство определенной эпохи.
Согласно «музейной» концепции, экспонат должен быть максимально приближен к первоначальному виду, не испорчен непрофессиональными реставраторами, по возможности сохранять так называемые «следы бытования» (нагар, накипь, патина, загрязнения и т.д.). Предмет должен остаться в таком виде, в котором он пришел к владельцу. Реставрация и реконструкция могут быть только исторически обоснованными, адекватно восполняющими первоначальный вид предмета. При подобном подходе к составлению коллекции должны учитываться все мелочи: родные ли деревяшки на хватках и ручках, того ли периода малинки на крышке, такая ли резьба, соответствует ли подобранный верток, не только фасону самовара, но и конкретной фабрике, и т.д. Научный подход предполагает также обмен опытом, взаимопомощь и взаимосотрудничество, популяризацию и организацию выставок, семинаров и коллоквиумов. К сожалению, с этим у нас в стране дела пока обстоят хуже всего - возможно, не пришло еще время.
У большинства непрофессиональных «собирателей» коллекция представляет собой разнородный набор предметов, испытавших на себе все приемы самодеятельных реставраторов: полировку, дополнение и замену деталей без учета исторической достоверности, особенностей производства определенной местности или фабрики, и т.д. Цена подобных самоваров невелика - она может оказаться даже ниже, чем цена того же самовара до подобной переделки. Коллекция, в которую входят такие самовары, не представляет необходимой культурной и исторической ценности. Однако вполне интересна может быть, например, коллекция, в которую входят только адекватно восстановленные, отполированные, полностью функционирующие самовары. Например, в России есть как минимум три человека, которые коллекционируют исключительно самоварные вертки с конусами, причем в этих коллекциях встречается около 400 уникальных экземпляров. Подход в чем-то варварский, поскольку нарушается целостность изначального предмета, но вместе с тем это именно коллекция, имеющая определенную ценность.
Во многих «самоварных» собраниях существует еще одна проблема: вместе с изделиями русских мастеров экспонируется большое количество «польского серебра», а иногда - западноевропейские и восточные образцы. Такие коллекции, конечно, тоже имеют право на существование, если вы собираете, например, «самовары, бытовавшие в Российской империи до революции», но «русскими самоварами» такое собрание назвать никак нельзя. Самовары можно коллекционировать по типам (только рюмки, или банки, или шары, и т.д.), по времени создания (конец XVIII-начало XIX в., ампир, эклектика. НЭП...), по мастерам (Маликов, Баташев, Капырзин...), по местности (Урал, Москва, Варшава...). Да хоть по материалу, объему, высоте! Тема коллекции - отражение индивидуальности ее хозяина, в этом и состоит уникальность и привлекательность частных собраний. Частные коллекции выгодно отличаются от государственных тем, что формируются без идеологического диктата. Они представляют собой некие мостки, по которым время осуществляет переход от мастера к мастеру, от одного вида творчества к другому, от эпохи к эпохе. Именно они питают культуру жизненными соками. Что касается музейных коллекций, то, за редким исключением (музеи самоваров в Туле и в Касимове, Музей декоративно-прикладного искусства, Исторический музей, Русский музей), самоварам в них отводится исключительно декоративная функция. Как правило, они находятся в экспозициях, демонстрирующих быт конкретной эпохи, и при этом выставляются далеко не самые интересные образцы. Бессистемностью страдает большинство музейных коллекций самоваров, пополняются они в основном случайно, а специалистов-историков, изучающих повседневный быт той или иной эпохи, в стране крайне мало.
Материал использован с разрешения авторов ("Самовары России" С.П. Калиничев, Л.В. Бритенкова, 2010)