Единорог!
ЕДИНОРО́Г, ИЛИ МОНОЦЕ́РОС (лат. unicornus; Monoceros от греч. Monos — "один" и keras — "рог"; франц. licorne, нем. Einhorn) — сказочное животное, в ранних мифах бык, затем белый конь или козел с одним большим витым рогом посередине лба (рис. 503). Иногда определяется как "конеподобный олень". Древнегреческий писатель Ктесий Книдский (ок. 400 г. до н. э.), автор сочинений об истории Индии, Месопотамии, сообщал о том, что единственный рог этого зверя имеет целебные свойства. Предполагается, что описание Ктесия восходит к образу индийского носорога, а миф о целебных свойствах происходит от таких же свойств бивней китов-нарвалов. Существует версия, согласно которой древние греки приняли за единорога изображения быка в профиль на персидских рельефах (у которого виден только один рог). Изображения единорога встречаются на печатях Мохенджо-Даро и Хараппы (3 тыс. до н. э.). Единорог упоминается в книгах "Атхарваведа" и "Махабхарата", древнеиндийском эпосе. В Китае единорог — цилинь (zi — "самец", ling — "самка единорога") — почитается как одно из четырех мистических животных вместе с драконом, фениксом и черепахой. Буддисты изображают его несущим на спине Книгу Закона. Единорог символизирует долголетие, знатность и мудрое правление. Рассказывается, что единорог появляется всегда в одиночестве, только в те моменты, когда на троне находится "истинно сострадательный и благородный правитель... его видели в дни, когда родился Конфуций; однако с той поры человечество так низко пало, что он не появлялся более"1. Существует поверье, что мать китайского философа Конфуция забеременела от единорога. В мифологии Китая единорог — добрый вестник, его шкура "пятицветная", голос напоминает звон колокольчиков, а рог — мягкий на конце. В мистической философии единорог связывается с образом дракона, но подчеркивается его миролюбие, а рог рассматривается как фаллический символ. В китайском искусстве единорог изображается в окружении облаков или языков пламени, иногда у него два загнутых назад рога. Богиню плодородия представляют на спине единорога держащей в руках ребенка. В Библии, в Ветхом Завете, упоминается "лютый зверь" (др.-евр. r’em), это слово переводят как "единорог" (Пс. 21:22). В эзотерических учениях рог на лбу расценивается в качестве символа божественной мудрости (см. "Медный змий"; Моисей), а также как знак "спасения через Христа", аналог "третьего глаза" древних восточных учений. В иной трактовке рог — это "пылающий меч для защиты христианства"2. В герметическом трактате "Книга Агнца" сообщается, что "в лесу есть два животных — олень и единорог. Лес — это тело, олень — душа, единорог — дух. Тот, кто знает, как приручить этих животных, соединить их вместе и вывести из леса, может по справедливости быть назван Мастером"3. В текстах "Физиолога", восходящих к греческому оригиналу II в., говорится, что приручить (поймать) единорога может только целомудренная дева, "в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть предан смерти". Отсюда своеобразно толкуется непорочное зачатие Девой Марией Иисуса Христа и крестная смерть Спасителя. Архангел Гавриил в сцене Благовещения Марии выступает в роли охотника, "подкупленного охотничьими собаками, которых зовут Вера, Любовь и Надежда, или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет драгоценного единорога к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз"4. В славянском тексте "Физиолога" единорог "молчалив и кроток весьма... Девицу чистую бросают перед ним, животное устремляется к груди ее и сосет. И берет его к царю во дворец". Здесь рог трактуется как "рог спасения, вселившийся в чрево чистой девы Марии"5. Изображения единорога, погружающего свой рог в воды реки, трактуется как "чистое оплодотворение" и мистическое очищение водой (средневековые легенды повествуют о том, как единорог, вычертив рогом крест на воде, очистил отравленную воду лесного источника). Охотник, трубящий в рог, уподобляется Архангелу Гавриилу, отсюда и несколько странная аллегория воплощения христианских добродетелей охотничьими собаками. Описание из славянского "Физиолога" объясняется дохристианской легендой, согласно которой фаллический порыв животного усмиряется девой, дающей ему грудь. Известны также средневековые сказания о дочерях некоего короля, которые, чтобы привлечь единорога, отправились в лес нагими и распевали там "благозвучные песни". Эротический подтекст подобных сказаний, безусловно связанный с символикой "Башни из слоновой кости", в куртуазном искусстве позднего Средневековья, в стиле интернациональной готики, связывался с культом Прекрасной Дамы, где единорог — верный спутник и слуга — символизировал "любовное томление" (см. также Богоматерь Вертоград; Дева; лилия; Мадонна; сравн. бикорн). В алхимии единорог представляет субстанцию ртути, которая в смеси с серой обозначается львом. Здесь единорог символизирует лунное женское начало, а лев — солнечное. Как символ Луны единорог появляется в свите лунной богини Дианы. На шпалерах эпохи Итальянского Возрождения и в деревянной резьбе итальянских свадебных сундуков — кассоне — можно видеть изображения девы с единорогом — это аллегория целомудрия. Тот же смысл имеют изображения колесницы Дианы (Целомудрия), в которую впряжены единороги. Гранат, древний символ плодородия, в христианской символике превратился в атрибут Девы Марии. Поэтому изображение единорога, привязанного к гранатовому дереву, означает воплощение Христа в утробе Девы. В католических литаниях об этом говорится прямо: «Sic et dominus noster Iesus Christus, spiritualis unicornis, descendens in uterum virginis" (лат., "Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы"). В западноевропейском романском, готическом и ренессансном искусстве встречается множество изображений Девы в саду, с единорогом, положившим ей голову на колени (символ воплощения Христа) (рис. 504). Подобная символика сохранялась и в светских портретах (рис. 505). В иных композициях зеркало, которое держит Дева, отражает голову единорога — эмблема девственности, чистоты. Именно в этом смысле использована подобная деталь на знаменитой шпалере из серии "Дама с единорогом". В традиционной композиции Древа жизни (см. также "Мировое дерево") единорога показывают у его основания вместе со львом. Отсюда происходит традиция геральдических изображений, в которых единорог обычно показан с телом лошади, хвостом льва, копытами оленя. Единорог на коленях Девы — эмблема итальянской семьи Фарнезе. Пальмовое дерево с единорогом — семьи д’Эсте. Единорог изображался на шотландском и английском гербах, а затем занял свое место в гербе Великобритании в качестве щитодержателя (см. рис. 112). Единорог встречается в дворянских гербах. На Руси с XVI в. единорога изображали на стволах пушек, которые так и называли "инрогами". В XVIII в. изображение единорога появилось в гербе графа П. И. Шувалова, возглавлявшего "оружейную канцелярию". В романе А. Белого "Петербург" (1913) выводится фантастический герб, на котором рыцарь, олицетворяющий Запад, "прободается" единорогом-Россией6.
1 Энциклопедия восточного символизма. М.: Золотой век, 1996. С. 113—114.
2 Ferguson G. W. Signs and Symbols in Christian Art. New York, 1954. P. 41.
3 Wirth O. Le Tarot des imagiers du Moyen Age. Paris, 1974. P. 35.
4 Бидерманн Г. Энциклопедия символов. M.: Республика, 1996. С. 82.
5 Физиолог. СПб.: Наука, 1996. С. 139.
6 Белый А. Петербург. М.: Наука, 1981. С. 19, 645.
Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009